526:


    К вопросу 498.
    Добрый день! Благословите.
    Скажите, о. Александр, как вы относитесь к словам владыки Антония, что каждый священник должен заниматься своим образованием.
    Ниже - одно из его высказываний.

    «Человек должен себя развить как можно богаче во всех отношениях; и умом, и сердцем, и всем своим существом быть как можно более богатой личностью. Для того чтобы быть христианином, это не обязательно; для того, чтобы в качестве христианина сделать вклад в жизнь, я скажу: да, обязательно. Нашим молодым священникам в Лондоне я всегда говорю: ты выбери - или будь невеждой и святым, или хорошо образованным человеком; но пока ты не святой, пожалуйста, будь образованным человеком, потому что иначе получится, что на вопросы, на которые человек имеет право получить ответ, ты не отвечаешь ни по святости, ни по образованию. Скажем, когда нормально образованный прихожанин говорит: я читал книгу такого-то писателя, что о нем думать? - и вы никогда не слыхали о нем, в то время как все вокруг давным-давно прожужжали уши об этом, что подумает этот человек? Что он от вас получит? Если вы пошли бы с этим же вопросом к Серафиму Саровскому, который, конечно, Тейяра де Шардена не читал, он все равно ответил бы на вопрос, но из другого источника, а от необразованности ничего не прибавится. Я не специально светски образован, но опыт показывает, что иногда то немногое, что я знаю, мне дает доступ к людям, которым нужен этот доступ; а если сказать: не знаю, никогда не слыхал, - люди просто ушли бы.» (http://jesuschrist.ru/forum/101245,,2.php)

    Я думаю, что владыка Антоний является признанным авторитетом практически для всех верующих людей. Вы согласились бы с его мнением? По-моему, этот вопрос сейчас очень актуален для многих священников.
    С уважением,

    Юлия
 
:


Бог вас благословит, Юлия!

С упомянутыми словами митр. Антония нельзя не согласиться. Поэтому и я стараюсь не уклоняться от рассуждения о любом предмете, но с одним условием: если это помогает человеку на его пути к вере, или в решении его духовных проблем. Надо сказать, что такое понимание находится в русле православного богословия, ибо православное богословие - это наука о спасении. Об этом рассуждает и митрополит Антоний в приведенной вами цитате. Рассуждения вне этой традиции по существу теряют смысл. Не говоря о фильмах, романах, музыке и проч., в мире существует бесчисленное множество религиозных учений, философских систем и политических концепций. Весь мир всё это активно изучает и обсуждает. Философы обсуждают философские концепции, политики - политические системы, историки - исторические процессы, искусствоведы - произведения искусства, и проч. Для одних это работа, для других - самовыражение, для третьих - развлечение, и т.д. Но кто интересуется всеми этими проблемами для выяснения истины, открытой нам в Евангелии? Почти никто. Для мира это нормально, ибо он, по словам Евангелия, любит своё. Хуже, что эта общая тенденция мира переходит и в само христианство. О христианстве мы всё чаще рассуждаем так же, как искусствоведы рассуждают об искусстве. Такого рода и был вопрос, о котором вы спрашиваете: автор говорит, что ему понравились работы В. И. Несмелова, и предлагает мне высказать свое мнение. Но он ничего не пишет о том, зачем ему мое мнение, и чем оно может ему помочь на пути к Истине. Положим, он мог бы написать: мне нравятся работы В.Н., но они противоречат учению Церкви. Тогда имело бы смысл вникнуть в проблему и постараться помочь человеку в ней разобраться. Или, например, написать: я пытался жить по учению В.Н., но встретился с некоторыми проблемами, и проч. Перед каждым человеком ведь реально стоит множество духовных проблем, и было бы даже обидно тратить силы и время на отвлеченные (читай - пустые) разговоры. Более того, осознанно или нет, но такие разговоры обычно и заводятся именно для того, чтобы заменить этим суррогатом реальный путь к вере. Поэтому и псалмопевец восклицает: Да не возглаголют уста моя дел человеческих (Пс.16:4).

Из этих соображений и я в ответе на вопрос об учении В. И. Несмелова попытался направить мысль Александра на вопрос к себе: что я хочу получить, читая те или иные книги? Иными словами, ввести диалог в русло православного богословия.

Ибо только такое рассуждение может иметь реальные плоды.

БОГОСЛОВИЕ - Православное