12:


    Псалтырь, несомненно, боговдохновенная книга. Но почему в ней так много проклятий другим людям, пусть даже и грешным? И к кому эти проклятия относятся ныне?

 
:


Псалтирь - это книга о судьбах мира, созерцаемого в ней от его сотворения до Страшного Суда. Она описывает падший мир таким, какой он есть, но одновременно как бы приоткрывает перед нами тайну Божественного Суда над родом человеческим - благословение одних и проклятие других. Человек обычно видит только одну сторону внешних событий, и поэтому часто недоумевает и смущается сердцем, когда видит, например, процветание людей лживых и беспринципных. Но псалом открывает нам их жизнь в глазах Божиих: это пыль, которую поднимает ветер с лица земли (Пс.1,4).

Одновременно многие стихи псалмов являются пророчеством о Христе и евангельских событиях, предсказанных с удивительной точностью. См. например Ин.19,24 - Пс.21,19. Проклятия 108 псалма являются пророчеством о предательстве Иуды (Деян.1,20).

Но самым полезным, может быть, для нас является некое внутреннее свойство псалмов: при описании внешних событий они одновременно рассказывают нам о нашей внутренней духовной жизни. Вся трагическая борьба с врагами, описанная в псалтири, - это еще и описание борьбы с грехом в нашем сердце. Например, в 136 псалме ("На реках Вавилонских") мы читаем ужасные слова: "Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень". Однако духовный смысл этих слов подразумевает совсем не ненависть к внешним врагам, а ненависть к греху, который воюет с нашим сердцем. С этой точки зрения младенцы - это первые помыслы о грехе. «Кто сии помыслы побеждает и сокрушает о камень веры (который, по словам апостола Павла, есть Христос), и таким образом их истребляет, тот блажен», - пишет один из толкователей Псалтири.

Нельзя сказать, чтобы Псалтирь проклинала именно грешных людей, ибо сама эта книга свидетельствует о том, что грешны все люди: Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного (Пс.13:3). Сам Давид, автор Псалтири, впал в тяжкий грех, но искренне раскаялся, - и его псалмы до сих пор являются образцом покаяния для тех, кто действительно ищет Бога (См., например, Пс. 50). Проклинает же Псалтирь не тех, кто согрешил, но кается в своих грехах. Она проклинает тех, кто отвернулся от Бога, и в сердце своем зло положил как бы за добро - уподобляясь этим дьяволу. Т.е. Псалтирь проклинает дьявола, отца лжи и человекоубийцу от начала (Ин.8,44), и людей, которые стали его орудиями.

В этом - удивительное единство Ветхого и Нового Заветов. Евангелие повествует нам, что Сам Христос с любовью прощал кающихся грешников, но гнев его был обращен на фарисеев, т.е. на тех, кто ложь и лицемерие своего сердца пытается выставить как добро (Мр.3,5).

Да поможет вам Господь читать богодухновенную псалтирь, и всегда получать от этого чтения духовную пользу.

ПСАЛТИРЬ, БИБЛИЯ - Ветхий Завет - Образы Ветхого Завета в христианском понимании