961:


    Здравствуйте, батюшка Александр. Спасибо вам за достойные ответы на самые различные вопросы. Мой вопрос, наверняка не самый простой, но при этом он насущный для нашей российской культуры отношений между мужем и женой. Многое определяет мир и согласие в семье, особенно если супругов хранит любовь и верность друг друга. Немаловажное значение играют и сексуальные отношения супругов. Но поскольку православная вера, как показывают многие научные и философские труды, очень неоднозначно относилась к сексуальности, оправдывая ее только через возможность продолжения рода, часто осуждала чувственную составляющую интимного общения, на сегодняшний день культура интимного общения отсутствует. То, что дается для широкой аудитории через телеэкраны, "дешевые" книги лишает интимную близость духовного начала, а также искусства игры для получения удовольствия. Существует ли на сегодняшний день определенная позиция в церкви по поводу интимного общения супругов? Как относиться к женщине, к мужчине? Есть ли какое-либо руководство, каким образом готовиться к зачатию?
    Заранее благодарю.

 
:


Культурой интимного общения, если говорить в этой терминологии, в христианстве является брак. Христианство утверждает, что интимное общение может принести человеку благо только в браке – и на этом всякую науку о получении удовольствия заканчивает.

Оказывается, что это совсем не так мало, как может показаться на первый взгляд. Христианское учение о браке основано на глубоком понимании природы человека, которая причастна и к духовному, и к материальному мирам. Обычно никто не задумывается о том, как эти две природы сочетаются в нас. Мы видим лишь то, что лежит на поверхности - материальный мир и свою плотскую природу – и именно её требованиям, как правило, подчиняем всё остальное. Именно об этой стороне жизни рассуждают и упомянутые вами научные и философские труды. Однако одними лишь такими рассуждениями человеку не удаётся достигнуть ни внутренней гармонии с самим собой, ни гармонии в своей внешней, материальной и плотской жизни. Оказывается, что гармония эта достигается только тогда, когда во главу угла мы поставим именно духовное содержание нашей жизнь, и именно в соответствии с ним будем выстраивать все остальные её стороны.

Несколько однобоко было бы, однако, говорить, что Церковь просто осуждает «чувственную составляющую интимного общения», как вы пишете, и «оправдывает её только через возможность продолжения рода». Точнее было бы сказать, что Церковь не отвергает плотского общения в браке, но подчиняет его духовному закону. Смысл брака, в отличие от блуда, состоит в том, что в браке человек поставляет свою плотскую жизнь в соответствие с требованиями своей духовной природы, и заповедями Божиими.

Поэтому брак ведет к чему-то гораздо более глубокому и важному, чем простое удовлетворение похотей. Его плодом является любовь – т. е. именно то, чем живет душа всякого человека. В мире под любовью подразумевают разные вещи, но на самом деле это понятие духовное. Любовь исходит от Бога, - Который Сам есть любовь. Поэтому любовь неразрывно связана с верой. С одной стороны, вера возможна, только тогда, когда у человека есть любовь. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь, - говорит апостол Иоанн (1Иоан.4:8). С другой же стороны, любовь является плодом веры и жизни в заповедях Божиих.

При этом оказывается, что любовь и вера приводят в гармонию и плотскую жизнь человека. Так устроена наша природа: на самом деле определяющим в ней является то, чем живет душа. Если мы находим правильные духовные основания для своей жизни, то всё остальное тоже встает на свои места. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (то, чем мы живем в материальном мире) приложится вам, - говорит Христос (Матф.6:33). Если супруги идут путем веры, т. е. хранят верность друг другу и несут свой крест, то их отношения обязательно обретут гармонию, и они получат всю возможную полноту и радость в своей супружеской жизни. Но это плод не науки получать сексуальные удовольствия, а любви и чистоты в брачных отношениях. «Просвещенность» же в области интимных отношений является основным препятствием для гармоничных отношений в браке. Проблемы неудовлетворенности возникают как раз потому, что мы слишком просвещены в области «секса», и слепы в области любви и веры. Говоря в традиционной терминологии, мы развращены, и мучаемся от своих страстей и безверия. Если человек попирает свою духовную природу, то он никогда не достигнет гармонии в своих сексуальных отношениях. И никакое просвещение в этой области ему не поможет. Оно только еще больше развращает, и делает страсти неудовлетворимыми.

На самом деле верующий человек просто не может просвещаться в сексуальной области. Если кто-то берется рассказывать целомудренной девушке или юноше о тонкостях получения удовольствия в интимной жизни, то такого человека можно только судить за развращение малолетних. Да и как верующий человек, который старается хранить душу от нечистых помыслов, может обучаться искусству получения удовольствия от секса, т. е. одновременно хранить целомудрие и развращаться? На этом пункте научные и философские труды о вере содержат чудовищные противоречия. Это и не удивительно, ведь рассуждают они лишь о внешних явлениях, не понимая веру по существу. Если же наука по существу рассуждает о духовном смысле веры, то она называется богословием. Богословие тоже может быть истинным или ложным, но всё-таки оно рассуждает о духовных предметах. Рассуждения же о богословии внешних наук можно уподобить рассуждению о компьютерах уборщицы, которая протирает пыль в вычислительном центре. К сожалению, внешнее понимание духовных предметов перешел и в ваш вопрос. С одной стороны, вы сами говорите о том, что «супругов хранит любовь и верность друг друга». В этих словах заключается уже ответ на ваш вопрос. Действительно, именно верность и любовь дают надежду на счастье и гармонию в браке, в том числе и в супружеской жизни. Далее вы сетуете на то, что "дешевые" книги и телевидение лишают интимную близость духовного начала. С этим тоже можно было бы согласиться. Однако вдруг оказывается, что вместе с «духовным началом» вы перечисляете и «искусство игры для получения удовольствия». Такое перечисление, к сожалению, является лишь иллюстрацией тех чудовищных противоречий, в которых безнадежно путается неверующий мир. Ведь в «искусстве игры для получения удовольствия» не может быть никакого духовного начала. Духовное начало может состоять только в стыде по поводу таких игр, и покаянии. Трудно догадаться, что вы хотите сказать. Может быть, вы считаете, что дешевые книги и телевидение не несут в себе духовного начала именно потому, что не описывают искусство игры для получения удовольствия? Или полагаете, что существуют бездуховные методы, а существует православное, истинно духовное искусство подобных удовольствий?

Противоречия эти налагаются на расплывчатость самих представлений о браке неверующего мира, которое отражено и в вашем вопросе. «Многое определяет мир и согласие в семье, особенно если супругов хранит любовь и верность друг друга», - пишете вы. Верность друг другу вы поставили здесь на последнее место. Выходит, мир и согласие в семье могут существовать и сами по себе, но особенно если супруги хранят верность друг другу. Однако если супруги не хранят верности друг другу, то это означает, что брак не существует. Он становится простым сожительством для получения сексуальных удовольствий. В таком «браке» из прагматичных соображений можно даже хранить мир и согласие между партнёрами, пока их интересы в чем-то совпадают, и рассуждать об искусстве эти удовольствия получать. Однако ничего духовного в подобном сожительстве не будет. Духовное начало возникает только тогда, когда человек обращается к покаянию, и жизни в заповедях Божиих. Тогда он понимает святость брака, и хранит супружескую верность. Это и есть то духовное основание, на котором стоит мир и согласие в семье, в том числе и в области супружеских отношений.

Надо сказать, что «секс», какие бы утонченные извращения он ни содержал, всё-таки всегда оказывается вещью очень примитивной, и ничего нового на самом деле принести не может. Совсем другие свойства имеет любовь. Она всегда является чувством новым, не поддающимся формальному описанию, и уникальным у каждого человека. Брак, основанный на любви, рождает между супругами такие отношения, которые существуют только между ними, и понятны только им. Поэтому и супружеская жизнь сокровенна. Любовь не может быть чем-то общим, основанным на описаниях в учебном руководстве для безопасного секса. Она всегда относится к конкретному человеку, и это всегда совершенно особое чувство, которое нельзя даже объяснить внешним людям. Поэтому научить можно только сексуальным извращениям, но не любви. Любовь же и верность в браке открывают путь для получения всей полноты земных радостей, которые не может дать ни одна самая изощренная наука о сексуальных удовольствиях. Более того, всякая такая наука оскорбляет любовь, и является для неё полным антиподом великой гнусностью.

Что касается вашего вопроса о подготовке к зачатию, то на самом деле тот факт, что женщина вступила в брак, должен означать, что она к этому готова. Ибо деторождение является естественным следствием супружеских отношений. Готовится же она к этому всю жизнь, начиная с игры в куклы и дочки-матери в детском саду, и впоследствии воспитывая в себе целомудрие, терпение, верность, умение вести домашнее хозяйство и пр. – одним словом умение жить по воле Божией, и быть хорошей женой и матерью.

Современному человеку трудно понять смысл христианского брака, и никакие научные и философские труды в этом помочь не могут. Помочь найти путь к любви и гармонии в семейной жизни может только вера. Основывается же вера на нравственном выборе, который становится определяющим в жизни человека, и действительно приносит в его жизнь духовное начало.

Да поможет вам Господь найти этот путь, и обрести на нём всю возможную полноту и земных, и духовных благ!

ДУХОВНОСТЬ, ЗАЧАТИЕ - Подготовка к зачатию, КУЛЬТУРА - В брачных отношениях, СЕКСУАЛЬНОСТЬ, БРАК - Супружеские отношения, БРАК - "Культура" интимных отношений, ВЕРА - И знание