О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 955:


    Здравствуйте, отец Александр.
    Почему наша церковь не радеет о своей пастве? Я знаю доподлинно, что у католиков, если кто-либо из прихожан прекращает вдруг посещать храм, службу - это ЧП. Непосредственно священник или прихожане по его просьбе интересуются, что случилось с их собратом. У нас же не так. Все низводится к тому, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. А как же нужна, особенно новоначальному, поддержка, помощь! Но пастырь занят, очень занят. Заботы о пастве "в целом" заслоняют проблемы отдельного члена церкви Христовой. А разве, если хотя бы один не будет излечен от "духовного недуга", - это не величайшая победа пастыря с Божией помощью? Или я ошибаюсь? И почему, как правило, нельзя получить ответ на конкретный заданный вопрос, а разговор идет только лишь "вообще". Даже ваши ответы - в подавляющем большинстве цитирование Библии, Св. писания, а где же вы как личность, как живой человек? Или священник перестает быть индивидуумом? Можно конечно говорить о неполноценности интернет-переписки, но и в "живую", к сожалению, опыт общения, в общем-то, такой же.
    И еще вопрос (уже не по теме).
    Вы изменили структуру своего сайта - теперь, чтобы узнать ответ на вопрос, нужно открыть новую страницу. Это коммерческий трюк? Ведь, чем дольше я пребываю на вашем сайте, тем больше "денежков" приходит. Да и вообще - стало очень неудобно. Понятна, что российская православная церковь нищенствует (стоит выехать за МКАД), но все-таки, все-таки...

 
Ответ:


Здравствуйте, Д...!

Совсем не знаю, чем могу вам помочь. Я уже отвечал на подобный ваш вопрос (отв. 221). По существу же посоветовать можно одно: надо взыскать Бога и иметь веру. Иначе ничего не спасет.

Не надейтесь на князей (людей, облеченных властью, в том числе и в Церкви), на сынов человеческих, они не могут спасти душу. Блажен, кто надеется на Господа Бога своего, дающего пищу (духовную) алчущим, - говорит Псалтирь (Пс. 145).

Каждый человек, в том числе и священник, конечно, имеет свои способности и свою индивидуальность. Однако проповедуем мы именно православную веру, - такую, какая она есть. Ничего оригинального в вероучительной области придумать невозможно. Человек начинает изобретать что-то своё только в том случае, если реальной веры не имеет. Евангелие говорит священникам: не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; (Матф.23:8). Т.е. не придумывайте своих учений, и не ищите последователей, как это делают люди, например, в области политики или науки, а учитесь все у Христа.

Однако законы, по которым живет мир, проникают и в область веры. По слову Евангелия, это приносит настоящее горе. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, - говорит Христос, - что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас (Матф.23:15). Если бы в своём вопросе вы привели в пример опеки прихожан не католиков, а сектантов, то увидели бы, что там дело поставлено еще более строго: из большинства тоталитарных сект выйти вообще невозможно.

Что же касается священников, многие из которых, как вы справедливо замечаете, не могут помочь человеку на его пути к вере, то дело здесь всегда именно в неспособности конкретного священника. Причинами, действительно, выставляются хозяйственные заботы и проч., но это только слова. На самом деле, если человек может что-то действительно посоветовать, и помочь духовно, то он обязательно будет это делать, и даже не сможет не делать, как, например, поэт не может не писать стихи. Если же поэт не пишет стихи, то это значит, что ему нечего сказать, или он вообще не поэт. Поэтому, если священник для вас недоступен, значит, вы ничего не потеряли.

Скудное материальное положение Церкви, о котором вы упоминаете, никак не влияет на её духовную деятельность, а если и влияет, то только в положительную сторону. Нельзя служить двум господам. Если мы ищем веру, то деньги отходят на второй план, а если в первую очередь видим деньги, то к вере никогда не придём. Поэтому, честно говоря, я даже не понял, в чем ваше смущение относительно денег. Наш храм платит деньги за работу сайта, компания же «Контакт», которая предоставляет нам эти услуги, во многом помогла в его организации, а оформление полностью взяла на себя. Я думаю, что и её сотрудников разумно было бы поблагодарить за то, что их трудами сайт был создан и существует, - хотя, возможно, и имеет некоторые недостатки.

В вашем отношении к деньгам, очевидно, тоже можно увидеть одну из причин, мешающих прийти к вере. Пока мы будем рассуждать лишь о них, то ничего не найдём в Церкви. Чтобы найти Бога, нужно изменить область поиска: взыскать нечто большее, чем то, чем мы живем в материальном мире.

В земной истории Церкви были разные времена. Иногда мир гнал Церковь, пытаясь уничтожить её физически, иногда пытался использовать её для своих целей, временами строил храмы, временами разрушал, или приспосабливал для хозяйственных нужд. В жизни самой Церкви тоже всегда было много внутренних проблем. Но во все времена каждый человек мог найти в Церкви всё, что ему необходимо для спасения. Например, я пришел в Церковь в так называемые застойные времена, когда господствовал государственный атеизм, большинство храмов были разорены, а в оставшихся нередко заправляли суеверные бабушки, которые по указанию исполкомов принимали на работу и увольняли священников. Многое и другое можно было бы рассказать о тех временах. Но мне запомнились лишь глубоко верующие люди, каждый из которых существенно помог на пути к вере. Но впрочем, я не помню какого-то особого отношения к себе, да оно и не было нужно. Не было и «игры в дочки-матери», как назвал однажды особые отношения с духовником настоятель храма, в который мы ездили на богослужение в течение нескольких лет (в Дубне тогда храмов не было).

Поэтому и вам я могу лишь посоветовать взыскать именно Бога. Тогда Господь обязательно пошлет вам то, что поможет на этом пути. Если же будем цепляться за людей, то Он обязательно попустит нам разочароваться во всех наших подобных попытках, - что, очевидно, и происходит с вами сегодня. Но в этом тоже есть великое благо. Господь вразумляет нас. Надо только услышать и правильно понять то, что Он хочет нам сказать. "Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота" (Евр.3:15).

ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ, ДЕНЬГИ И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА - Не имеют отношения к вере, СВЯЩЕНСТВО - Как наставник в вере