791:


    Цитата:

    St.Vitus писал:

    То есть даже про Чикатилло не могу сказать ничего осуждающего?

    Ответ Delta:

    Вас наверно это удивит: ДА. Не имеете. Помнится, Христос сказал "Не судите", а не "Не судите никого, кроме Чикатилло". Даже Пётр Иуду не осудил, даже арх. Михаил - сатану.

    А впрочем... поступайте, как хотите "

    (Из переписки на одном христианском форуме)

    Вопрос:
    И задумался я. И заглянул в толковый словарь:
    ОСУЖДАТЬ - критиковать, обвинять, порицать, упрекать.
    Словарь Ожегова: ОСУЖДЕНИЕ - неодобрительное мнение, порицание.
    ОСУДИТЬ - 1. Выразить неодобрение кому-нибудь
    2. Признать плохим
    3. Приговорить к наказанию.
    СУДИТЬ - Составлять, высказывать мнение, суждение, осуждать, укорять, обвинять.
    Понятно, когда сказано Откр. 20:13 "...и судим был каждый по делам своим". Т. е. приговорён.
    Но что же получается из Мтф. 7,1: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить?"
    Может ли христианин иметь или высказывать неодобрительное (т.е. отрицательное) мнение?
    Может ли упрекать? Если мне не нравится, к примеру, тот же тов. Чикатилло или ситуация, показанная вчера в новостях, где в армии изуродовали молодого пацана, и он от этого умер - могу ли выразить неодобрение к людям, доведшим его до этого, т.е. осуждать их? Или христианин - безропотная овечка, не имеющая другого мнения, кроме положительного? В этом случае может христианин иметь какую-то гражданскую позицию - ведь она может быть критической (т. е. осуждающей) по отношению к государству, президенту и т. д. (Практически подтверждающий невозможность критики гос-ва отрывок 1- Петра: 13: Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,
    14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро). Так как же быть?
    Принимать всё и плохое, и хорошее с улыбкой Моны Лизы, или бороться-таки за лучший мир?

    С уважением, St.Vitus.
 
:


Суды Божии и суды человеческие, это разные вещи. Евангельский запрет судить, о котором вы говорите в своём вопросе, запрещает их путать. Евангелие предупреждает нас о том, чтобы мы не пытались встать на место Бога, и не судили человека так, как это может делать лишь сам Господь. На это указывают и евангельские слова (Матф.7:2): как можешь ты судить брата своего, когда ты сам такой же грешный человек, как и он, и подвержен такому же суду? Как можешь быть одновременно судьей и подсудимым? Судить же об отдельных качествах человека или его поступках, а в известных обстоятельствах и применять силу для борьбы со злом (Иоан.2:15), нередко бывает вполне правомерно, и даже необходимо.

Светские словари и энциклопедии не различают духовный смысл слова, да и не могут на это претендовать. Словарь одинаково говорит об осуждении, имея в виду и смертный грех - осуждении человека, - и о вполне правомерное суждение об его поступках. Однако для верующего человека это вещи совершенно разные. Он не может не осуждать зло или ложь, когда сталкивается с ними в своей жизни, и обязательно стремится иметь здравую гражданскую позицию. Но при этом он не становится на место Бога, и не осуждает ни одного человека.

Не понимая же веры, человек рассуждает о вещах так, как написано в светских словарях и энциклопедиях. Поэтому он не может выйти из противоречий: и не осуждать явное зло нельзя, и осуждать тоже, как думает он, запрещает заповедь. Уважение же к законам и законным властям в его понимании означает отсутствие всякого суждения о тех или иных деяниях этих властей, как пишете и вы в своём вопросе. На практике всё это противоречит и заповеди, и здравому смыслу. Нормальный человек не может не бороться со злом. Если бы ваш оппонент, например, попал в одну камеру с маньяком, то вряд ли без всякого сопротивления и осуждения смог бы удовлетворять все его похоти, если, конечно, он сам не извращенец.

Надо сказать, что вы, не понимая заповедь, всё-таки не отвергли здравый смысл, и критикуете позицию вульгарного непротивления злу. Однако и противостоять злу неверующий человек, как правило, не умеет. Ибо только вера открывает нам понимание, как это правильно делать. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром, - говорит Апостол (Рим.12:21). Без веры же человек, как правило, внешнему злу пытается противопоставить всего лишь собственное зло. Поэтому у него и возникает неразрешимая дилемма: или воздавать злом за зло, или вообще уклоняться от борьбы со злом. Можно бесконечно спорить на форумах, что лучше. Но христианство предлагает совсем иной путь: осуждать не человека, а зло, и бороться со злом, - но не воздавая злом за зло, а побеждая зло добром. Однако надо понимать, что научиться этому по светским словарям и энциклопедиям невозможно.

ЗЛО - Борьба со злом, ОСУЖДЕНИЕ