769:


    Здравствуйте!
    Большое спасибо вам за хорошие, вразумительные, взвешенные ответы. Благослови вас Бог и дальше продолжать этот нелегкий труд!
    У меня вопрос такой. Почему в Новом Завете так противоречиво излагается идея спасения души? Я понимаю, что противоречие внешнее часто есть свидетельство полноты и истинности, но все же… Дело в том, что это противоречие служит для меня камнем преткновения. С одной стороны: «…слушающий слово Мое и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную…», « … если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься», «… всякий, кто призовет имя Господне, спасется», а с другой: «ибо праведники едва спасаются…». Когда я читаю эти строки о праведниках, я очень смущаюсь, и даже впадаю в отчаяние. Я понимаю, что заслуживаю ада, но все-таки, хочется иметь твердую веру и надежду… Хотя сказано также: «невозможное человекам возможно Богу»…
    Как «поймать» эту тонкую грань во внутреннем настрое, чтобы страх Божий сочетался с верой в спасение?

    Т...
 
:


Вы правильно пишете, что только на первый взгляд может показаться, что в Новом Завете существуют противоречия. Если мы попробуем внимательно разобраться, какой смысл имеет каждая из приведенных вами цитат, то увидим, что они не противоречат друг другу. В этих словах речь идет в большей мере не о трудности или легкости спасения, а о том, как реально спасение открывается перед человеком. Например, слова: «…слушающий слово Мое и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную…» - говорят о том, что для того, чтобы иметь жизнь вечную нужно слушать слово, которое донесло до нас Евангелие, ибо через это слово мы обретаем веру. Как может верить человек, не знающий Евангельского учения? Ведь он сам не знает, во что верит. Слова: « … Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься», - имеют, в частности, такой смысл: вместе с глубокой сердечной верой спасает исповедание Господа перед людьми.

Слова же из Первого послания Петра «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1Пет.4:18) основным своим содержанием имеют мысль: Если праведный едва несет скорби земной жизни, то что же будет с нечестивым и грешным? Они не отнимают надежду, а, наоборот, утешают нас в скорбях. Зачало (часть Священного писания, читаемая во время службы), из которого взяты приведенные вами слова, начинается с 12-го стиха: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного…». В нем объясняется нечто существенно важное о причинах огненного испытания – т.е. наших бед и скорбей. Ключевыми словами являются слова 17 стиха: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?». Удивительная мысль открывается в этих словах: люди, которые составляют из себя дом Божий, т. е. Церковь, первые принимают праведный суд Божий над собой. Почему именно с них начинается суд? Потому что обратиться к покаянию и вере – это и есть предстать в своей совести перед судом Божиим. Поэтому верующий человек не ропщет на скорби, и благодарит Бога за всё. Это и есть истинное покаяние, а плодом его является глубокое внутреннее преображение человека. «Мир Христов низойдет в твое сердце», - восклицает Святитель Игнатий (Брянчанинов), который написал небольшую, но удивительно содержательную статью об этих словах. Она так и называется «Дневной Апостол 1 февраля 1840 года».

Есть и другие слова в Новом Завете, которые можно было бы истолковать, как говорящие о трудности спасения. Например: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Матф.11:12). Но и здесь нет устрашающего смысла – основная мысль заключается в том, что спасение является плодом наших усилий: нашей веры и жизни по вере.

Земная жизнь, идущая по своим законам, заставляет человека болезненно переживать о том, как он выглядит в глазах людей. Перенося эту мысль на Бога, он видит, что перед Ним все мы выглядим непотребными грешниками. Это может приводить гордого человека к унынию и страху. Однако смысл Евангелия состоит в том, что путь спасения открывается как раз именно грешному человеку. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию, говорит Христос (Матф.9:13). Желание выглядеть праведным перед Богом, которое диктует наша гордыня, действительно, делает спасение безмерно трудным, и даже вообще невозможным. Отвергнуться своей гордыни, смириться, и обратить своё сердце к покаянию и жизни по воле Божией, действительно, трудно падшему человеку. В этом смысле сказано, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Матф.7:14). Однако если человек смирит свою гордыню, и всё же обратится к покаянию, он обретает надежду, и теплую веру в милосердие Божие, которая делает путь спасения благим и лёгким (Матф.11:30). В этом и есть та «тонкая грань», как вы написали в своём вопросе, которая разделяет погибель и спасение. Грань эта лежит между гордыней и смирением, стремлением оправдаться перед Богом, и покаянием. Господь пришел не карать нас за грехи, а спасать тех, кто обращается к вере. Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лук.9:55, 56). Он всегда с любовью принимал кающихся грешников, мытарей, блудницу, разбойника, и прощал им грехи. Так же Он действует и сегодня, ибо Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр.13:8).

ПОКАЯНИЕ - Как несение последствий своих грехов, СКОРБИ, СПАСЕНИЕ - Трудность спасения, БИБЛИЯ - Новый Завет