664:


    Батюшка, благословите.
    Простите мое невежество, вопрос у меня о Церковной иерархии: для чего она существует, условность ли это (т.е. иерархия только для организации жизни Церкви видимой) или она говорит о разной степени духовности клириков и мирян (т.е. клирики, особенно монашествующие в сане, посвятившие максимум своего времени Богоугождению, как христиане, лучше мирян)?

    Вот пример: монах в возрасте 80 лет, который всю жизнь провел в монастыре и старался жить по Евангелию, или христианин, живущий в миру, который всю жизнь жил праведно перед Богом и людьми, слушает проповедь или берет благословение у 25-30-летнего иеромонаха, который, конечно, в Таинстве Священства получил благодать толкования Слова Божия и назидания мирян, и возможно, с отличием окончил духовную академию, но не имеет духовного опыта и, может быть, ревности в духовной жизни - каков здесь смысл? Простите меня. Помощи Божией вам в пастырском труде.

    Сергий
 
:


Внутренняя жизнь Церкви - это таинственное действие в ней Самого Христа.

Посылая апостолов проповедовать Евангелие, Христос дал им власть прощать людям грехи. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (Иоан.20:21-23). Поэтому и сами Апостолы понимали себя как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1Кор. 4,1).

Через молитву и возложение рук они передали эту власть быть домостроителями таин Божиих своим преемникам. Не неради о пребывающем в тебе даровании, пишет, например, апостол Павел Тимофею, - которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1Тим.4:14). Дар этот нередко бывает очевиден для человека. Вот о чем повествует, например, книга Деяний Святых Апостолов: Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги (Деян.8:18). Так по непрерывной цепочке она передана и современным епископам, священникам и дьяконам - т.е. тем, которые, как мы сейчас говорим, носят священный сан и составляют из себя церковную иерархию. Они имеют от Господа власть не только организовывать земную жизнь Церкви, но осуществлять и духовное служение, в котором таинственно действует Сам Христос. Поэтому благословение священника для верующего человека это знак благословения, которое исходит от Бога.

Благодать священства, однако, сама по себе, механически, не поднимает человека на высокую степень духовности, и не делает его безгрешным. Священник, так же как и все христиане, нуждается в заботе о своей душе, и должен трудиться для развития своих способностей и приобретения необходимых навыков. Однако, вне зависимости от своих личных качеств, он может совершать богослужение в церкви и таинства.

Во все времена Церковь стремилась рукополагать в священный сан людей наиболее достойных, и мы видим, что многие епископы и священники обладали удивительными нравственными качествами и духовными дарованиями. Однако встречались и обратные примеры, а иногда имело место и явное несоответствие человека своему сану. В этом случае священник может быть отстранен от служения, и лишен сана правящим Епископом. Также мы видим, что многие христиане, не имея духовного сана, имели многие замечательные таланты, достигали высоких духовных дарований, и посвятили всю свою жизнь служению Богу и Церкви. Однако необходимость института священников от этого не исчезает.

Надо сказать, что духовная власть в Церкви не означает, что имеющие её господствуют над остальными и властвуют над остальными (Матф.20:25). Между вами да не будет так: - говорит Христос, - а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (26-28).

Поэтому в Церкви каждый служит ближнему тем, что ему дал Господь. Через епископов и священников Господь строит жизнь видимой Церкви, и невидимо совершает наше спасение в Святых Таинствах. Так же и все, имеющие и не имеющие священный сан, служат друг другу теми талантами, которые дал им Бог, и которые они употребили в дело и умножили своим трудом (Матф.25:15 и далее).

Да поможет вам Господь воспользоваться всем этим для вашей пользы и спасения!

БЛАГОДАТЬ - Священства, ВЛАСТЬ, ИЕРАРХИЯ