Невозможно основать свой пост только на мертвой букве определённых правил. Для того чтобы правильно поститься, нужно следовать еще духу Священного Писания и традиции Церкви.
Основание для учения о посте положено еще в Ветхом Завете. В новом Завете Христос дал основания для христианского поста - Он сам постился 40 дней в пустыне, а о своих учениках сказал, что они будут поститься, когда Его не будет рядом с ними (Матф.9:15). Ибо, очищая свое сердце молитвой и постом, человек избавляется от неверия (Матф.17:21), и снова как бы видит Христа чистым сердцем (Матф.5:8). Также Христос предостерег от лицемерного поста напоказ (Матф.6:16).
Кроме Священного Писания в учении Церкви о посте можно выделить три источника:
2. Каноническое основание для поста содержится в книге Правил Православной Церкви.
3. Историческая традиция, основанная на Священном Писании и канонических Правилах, хранится в Уставах (Типиконах), так же некоторые указания о посте помещены в книге, содержащей богослужебные тексты для служб Великого Поста, которая называется «Постная Триодь».
4. Книги Святых отцов объясняют традицию Церкви, и смысл её учения о посте. А главное, они объясняют нам, как приложить это учение к своей жизни.
На основании учения Священного Писания, Церкви, и Отцов о посте каждый человек, (если это возможно, посоветовавшись с духовником), определяет, по выражению Постной Триоди, «благоугоднейшую перед Богом», т.е. соответствующую духу учения Церкви и приемлемую для себя меру поста.
(1,2). Священное Писание и канонические Правила не описывают подробно степень поста в разные дни. Правила отлучают от Церкви лишь тех, кто вообще отвергает или произвольно нарушает пост, особенно Великий, и поясняют, что Церковь Божия по всей вселенной, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается от мяса, также от яиц и молочных продуктов, которые являются плодом и произведением того, от чего воздерживаемся (56 правило 6 Вселенского Собора). Из этого следует, что отвергать пост, именно в том понимании, какое он имеет в Церкви, невозможно для христианина. Мысль о произвольной отмене поста, или о замене запрещения определенной пищи на её количественное ограничение, ничего общего с учением Церкви не имеет.
Однако сами канонические Правила, следуя духу христианской веры, постоянно подчеркивают, что пост должен соответствовать силам человека и состоянию его здоровья.«Кроме препятствия от немощи телесной», - добавляет уже Апостольское правило, запрещая нарушать Великий Пост (прав. 69).
В канонических ответах святителя Тимофея, епископа Александрийского, включенных в основной канонический сборник Правил православной Церкви, мы находим, например, такой ответ о женщине, которой случилось родить на Страстной седмице: «Пост установлен для усмирения нашего тела. Итак, когда тело находится в смирении и немощи, то должна она принимать пищу и питие, как хочет и понести может». «Должно разрешать больному принимать пищу и питие, смотря по тому, что может он понести», - говорит он в другом ответе. Таким образом, правила церкви говорят, что пост в пище нам необходим «для усмирения нашего тела», т.е. живущих в нем греховных страстей, и предписывают поститься в ту меру, в которую позволяют нам телесные силы. Это не означает, что мы отвергаем пост, или придумываем для него произвольные формы. Пост мы вполне признаём и чтим вместе со всей Церковью, и если нарушаем, или послабляем его в связи с состоянием здоровья, или другими обстоятельствами, - то каемся в этом на исповеди.
(3). Дух и буква канонических правил воплотились, как уже говорилось, в традициях Святых монастырей, и вообще уставах о богослужении и жизни Церкви, которые уже подробно описывают степень поста в те или иные дни. В богослужебных текстах тоже содержится учение о посте. Вот, например, некоторые тексты из Постной Триоди:
«Духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, останемся же и соблазнов греха, отпустим и братии долги, да и нам оставятся прегрешения наша».
«От брашен постящеся (соблюдая пост в пище), душе моя, и страстей не очистившися (и не очищаясь от страстей), всуе радуешься неядением (радуешься, что постишься и не ешь) если бо не вина (если это не причина) тебе будет ко исправлению, яко ложная (как пребывающая во лжи) возненавидима будеши от Бога, и злым демонам уподобишися, николиже ядущим (которые вообще не едят)».
«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей, отлучение оглаголания (доносов) лжи и клятвопреступления. Сих оскудение - пост истинный есть и благоприятный».
В разных странах, монастырях, в разные эпохи, складывались разные традиции и уставы о том, как поститься в те или иные дни поста. Но все они, однако, находятся в единстве с учением Священного Писания, а также духом и буквой канонических правил Церкви. Предписывая телесный пост, хотя и строгий, но понимаемый составителями как вполне посильный, уставы, также как и Канонические Правила, постоянно оговариваются о послаблении поста для «немощных» и «заматоревших во днех» (т.е. престарелых). Встречаются и обратные указания об усилении поста для тех, кто хочет и может более строго поститься. В некоторых случаях уставные указания о посте, которые содержатся в Постной Триоди, разрешают, например, елей и вино, но добавляют, что «внимающие же спастися, воздержанию прилежат». Как некоторое обобщение взгляда Церкви можно привести замечание Постной Триоди в четверг 5 седмицы Великого Поста. Оно разрешает елей и вино «труда ради бденного», но замечает, что в Уставе Студийского монастыря предписывается сухоядение во всю ту неделю в большей степени, чем в другие, потому что это дни плача, а не праздника. Потом упоминает о предписаниях Типикона Святой горы (Афон) и поясняет, что описание этих традиций дается для того, чтобы предложить ищущим спасения самим избрать «благоугоднейшее перед Богом».
Почти прямым ответом на некоторые ваши недоумения является замечание в Уставе патриарха Алексия (1025 - 1043 гг.). Этот Устав ввел в практику прп. Феодосий Печерский и он держался у нас до XIV века. Вот предписание из него для вторника третьей недели поста: Бывает утешение, и едят монахи рыбу, «яко да не како мало препочивше, на прочее сильнейше будут» (т.е. несколько передохнув, наберутся сил для будущих трудов).
Вообще Уставы дают представление о том, «какого духа» (Лук.9:55) должны быть мы, христиане, и как относиться к посту. Некоторые монастырские уставы древнейшего времени, например, разрешали в Великий Пост на другой день после праздника употреблять рыбу, если от праздничной трапезы оставались остатки. Во многих древних византийских уставах разрешалось есть рыбу и в тех случаях, если кто-либо приносил её в монастырь с целью угостить иноков.«Чтобы не оскорбить принесшего», - объясняет этот обычай игумен монастыря на Черной горе в Антиохии Никон. Устав его монастыря отличался большой суровостью предписываемого им поста. Он послужил одним из основных источников для нынешнего Типикона и предписаний Постной Триоди, хотя упомянутое разрешение на рыбу туда не вошло.
Сложно рассуждать о том, почему в указания о посте ныне действующего у нас Устава и Постной Триоди вошли именно эти предписания о посте. Высказывается, например, мнение, что на содержание нашего Устава оказали влияние, в том числе и природно-климатические условия жизни Русской Церкви. Большинство упоминаемых в уставах продуктов - маслины, финики, смоквы, виноград, миндаль и др. - были малодоступны у нас, а о «черепнокожих» (осьминогах, морских ежах, мидиях, омарах и пр.) вообще почти не слышали.
(4). Подробно объясняют традицию Церкви, отраженную в канонических правилах и уставах, книги Святых Отцов. В них мы видим не столько описание конкретной традиции - когда и что принято есть, - сколько объяснение смысла поста, и нашего принципиального отношения к нему. Вот, например, что пишет о посте прп. Феодор Студит, автор многих церковных песнопений, вошедших в Постную Триодь: «Чрез меру напрягаться в подвигах своих не будем, чтоб с успехом в духовном соблюсти и здравие телесное. Ибо какая польза сначала быстро тещи (двигаться), потом совсем ослабеть и остановиться? Но лучше тещи с расчетом и сдержанностью, имея в виду расстояние до конца течения» (Добротолюбие, т. 4).
Вот еще святоотеческие слова из Древнего Патерика: «хорошо есть мясо и пить вино, (но) не снедать в оклеветании плоти брата» (гл. 4, 59). Они могут показаться странными, тем более в устах монаха, который вообще мясо не ест. Но именно в этой парадоксальности - смысл высказывания Старца: даже самое крайнее невоздержание в пище и питье само по себе не так страшно, как наша злоба и вражда к ближнему (которая часто бывает следствием, как и вы пишете в своем вопросе, непосильного поста). Русский Святитель XIX века Игнатий (Брянчанинов) в своей статье о молитве приводит такие слова прп. Кассиана: Сколько вредно невоздержание, столько вреден, или еще более, неумеренный пост (Преподобный Кассиан. Слово о рассуждении. Добротолюбие, ч. 4-я).
Вот еще несколько мыслей Святителя Игнатия из его статьи о посте:
«Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко об уме твоем, а он — в совершенной и непрерывной зависимости от желудка».
«Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума».
«Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей — пост».
«Вновь созданному человеку, введенному в рай, дана единственная заповедь, заповедь о посте… Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что, вместе с заповедью, произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь заключалась в поражении человеков вечной смертью.
И ныне греховная смерть продолжает поражать нарушителей святой заповеди поста. Не соблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы».
«Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. (Лук. 6, 25.) Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста».
«Пост для человека, а не человек для поста. Неумеренный пост, т.е. продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми Отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объедению, часто впадает в страсть превозношения и гордости…»
«Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищей, данной для поддержания тела не должно разрушать его».
Из всего вышесказанного следует, что за основу нужно принять указания Устава, но поститься так, чтобы это соответствовало вашей жизни и вашим силам, обращая при этом главное внимание на духовный смысл поста.
Мне думается, что более значимые проблемы заключены в вашем коротком упоминании о муже. Я бы посоветовал вам приложить все силы к тому, чтобы из-за веры вы не ругались. Наоборот, видя благие изменения в вас, муж должен бы радоваться, что жена пришла к вере. Это и есть её настоящий плод.