640:


    Отец Александр, хотелось бы узнать о правилах поста. Многие говорят, что во время поста, если ты студент или пожилой человек, то не обязательно полностью отказываться от мясной, молочной, рыбной пищи, а нужно употреблять ее в меньших количествах. И расскажите, пожалуйста, как правильно поститься в Великий Пост?

    Артем

    Благословите, батюшка!
    Объясните, пожалуйста, мне смысл поста. Что первично в посте - дух или, простите, желудок? Дело в том, что у меня очень нервная работа - я работаю в газете. На голодный желудок становлюсь презлющей. Начинаю ругаться даже дома, с мужем и мамой (они не постятся). Сдержать в этот момент себя не могу. О Боге вспоминаю, лишь успокоившись. Коллега утверждает, что главное в пост - это очищение духа, примирение со всеми, спокойствие и молитва, а совсем не желудок. Прав ли он? Один раз наелась, как говориться, до отвала - и на неделю в доме воцарился мир.
    Вы, конечно, скажете, что необходимо чаще ходить в храм. Хожу так часто, как только могу - спокойствия хватает дойти до дома.
    Проще было в Москве, когда была на сессии и посещала храм Успения Богородицы на Дмитровском шоссе - благодать не оставляла меня весь месяц, хотя экзамены были сложными. Отец Константин, например, не разрешал прихожанам во время поста даже принимать интерферон или другие лекарственные средства, сделанные на основе животной массы. Нужно ли простому обывателю настолько точно следовать этим указаниям? И еще: нужно ли в точности следовать указаниям поста? То есть, в субботу и воскресенье есть рыбу, а по вторникам и четвергам можно добавлять постное масло? В остальные же дни можно есть только растительную пищу? Или это обязательно только для священнослужителей?
    О себе: крещение приняла недавно, муж, хотя и крещен, не верит, и частенько ругается на меня, родители вообще атеисты.
    <...>

 
:


Невозможно основать свой пост только на мертвой букве определённых правил. Для того чтобы правильно поститься, нужно следовать еще духу Священного Писания и традиции Церкви.

Основание для учения о посте положено еще в Ветхом Завете. В новом Завете Христос дал основания для христианского поста - Он сам постился 40 дней в пустыне, а о своих учениках сказал, что они будут поститься, когда Его не будет рядом с ними (Матф.9:15). Ибо, очищая свое сердце молитвой и постом, человек избавляется от неверия (Матф.17:21), и снова как бы видит Христа чистым сердцем (Матф.5:8). Также Христос предостерег от лицемерного поста напоказ (Матф.6:16).

Кроме Священного Писания в учении Церкви о посте можно выделить три источника:

2. Каноническое основание для поста содержится в книге Правил Православной Церкви.

3. Историческая традиция, основанная на Священном Писании и канонических Правилах, хранится в Уставах (Типиконах), так же некоторые указания о посте помещены в книге, содержащей богослужебные тексты для служб Великого Поста, которая называется «Постная Триодь».

4. Книги Святых отцов объясняют традицию Церкви, и смысл её учения о посте. А главное, они объясняют нам, как приложить это учение к своей жизни.

На основании учения Священного Писания, Церкви, и Отцов о посте каждый человек, (если это возможно, посоветовавшись с духовником), определяет, по выражению Постной Триоди, «благоугоднейшую перед Богом», т.е. соответствующую духу учения Церкви и приемлемую для себя меру поста.

(1,2). Священное Писание и канонические Правила не описывают подробно степень поста в разные дни. Правила отлучают от Церкви лишь тех, кто вообще отвергает или произвольно нарушает пост, особенно Великий, и поясняют, что Церковь Божия по всей вселенной, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается от мяса, также от яиц и молочных продуктов, которые являются плодом и произведением того, от чего воздерживаемся (56 правило 6 Вселенского Собора). Из этого следует, что отвергать пост, именно в том понимании, какое он имеет в Церкви, невозможно для христианина. Мысль о произвольной отмене поста, или о замене запрещения определенной пищи на её количественное ограничение, ничего общего с учением Церкви не имеет.

Однако сами канонические Правила, следуя духу христианской веры, постоянно подчеркивают, что пост должен соответствовать силам человека и состоянию его здоровья.«Кроме препятствия от немощи телесной», - добавляет уже Апостольское правило, запрещая нарушать Великий Пост (прав. 69).

В канонических ответах святителя Тимофея, епископа Александрийского, включенных в основной канонический сборник Правил православной Церкви, мы находим, например, такой ответ о женщине, которой случилось родить на Страстной седмице: «Пост установлен для усмирения нашего тела. Итак, когда тело находится в смирении и немощи, то должна она принимать пищу и питие, как хочет и понести может». «Должно разрешать больному принимать пищу и питие, смотря по тому, что может он понести», - говорит он в другом ответе. Таким образом, правила церкви говорят, что пост в пище нам необходим «для усмирения нашего тела», т.е. живущих в нем греховных страстей, и предписывают поститься в ту меру, в которую позволяют нам телесные силы. Это не означает, что мы отвергаем пост, или придумываем для него произвольные формы. Пост мы вполне признаём и чтим вместе со всей Церковью, и если нарушаем, или послабляем его в связи с состоянием здоровья, или другими обстоятельствами, - то каемся в этом на исповеди.

(3). Дух и буква канонических правил воплотились, как уже говорилось, в традициях Святых монастырей, и вообще уставах о богослужении и жизни Церкви, которые уже подробно описывают степень поста в те или иные дни. В богослужебных текстах тоже содержится учение о посте. Вот, например, некоторые тексты из Постной Триоди:

«Духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, останемся же и соблазнов греха, отпустим и братии долги, да и нам оставятся прегрешения наша».

«От брашен постящеся (соблюдая пост в пище), душе моя, и страстей не очистившися (и не очищаясь от страстей), всуе радуешься неядением (радуешься, что постишься и не ешь) если бо не вина (если это не причина) тебе будет ко исправлению, яко ложная (как пребывающая во лжи) возненавидима будеши от Бога, и злым демонам уподобишися, николиже ядущим (которые вообще не едят)».

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей, отлучение оглаголания (доносов) лжи и клятвопреступления. Сих оскудение - пост истинный есть и благоприятный».

В разных странах, монастырях, в разные эпохи, складывались разные традиции и уставы о том, как поститься в те или иные дни поста. Но все они, однако, находятся в единстве с учением Священного Писания, а также духом и буквой канонических правил Церкви. Предписывая телесный пост, хотя и строгий, но понимаемый составителями как вполне посильный, уставы, также как и Канонические Правила, постоянно оговариваются о послаблении поста для «немощных» и «заматоревших во днех» (т.е. престарелых). Встречаются и обратные указания об усилении поста для тех, кто хочет и может более строго поститься. В некоторых случаях уставные указания о посте, которые содержатся в Постной Триоди, разрешают, например, елей и вино, но добавляют, что «внимающие же спастися, воздержанию прилежат». Как некоторое обобщение взгляда Церкви можно привести замечание Постной Триоди в четверг 5 седмицы Великого Поста. Оно разрешает елей и вино «труда ради бденного», но замечает, что в Уставе Студийского монастыря предписывается сухоядение во всю ту неделю в большей степени, чем в другие, потому что это дни плача, а не праздника. Потом упоминает о предписаниях Типикона Святой горы (Афон) и поясняет, что описание этих традиций дается для того, чтобы предложить ищущим спасения самим избрать «благоугоднейшее перед Богом».

Почти прямым ответом на некоторые ваши недоумения является замечание в Уставе патриарха Алексия (1025 - 1043 гг.). Этот Устав ввел в практику прп. Феодосий Печерский и он держался у нас до XIV века. Вот предписание из него для вторника третьей недели поста: Бывает утешение, и едят монахи рыбу, «яко да не како мало препочивше, на прочее сильнейше будут» (т.е. несколько передохнув, наберутся сил для будущих трудов).

Вообще Уставы дают представление о том, «какого духа» (Лук.9:55) должны быть мы, христиане, и как относиться к посту. Некоторые монастырские уставы древнейшего времени, например, разрешали в Великий Пост на другой день после праздника употреблять рыбу, если от праздничной трапезы оставались остатки. Во многих древних византийских уставах разрешалось есть рыбу и в тех случаях, если кто-либо приносил её в монастырь с целью угостить иноков.«Чтобы не оскорбить принесшего», - объясняет этот обычай игумен монастыря на Черной горе в Антиохии Никон. Устав его монастыря отличался большой суровостью предписываемого им поста. Он послужил одним из основных источников для нынешнего Типикона и предписаний Постной Триоди, хотя упомянутое разрешение на рыбу туда не вошло.

Сложно рассуждать о том, почему в указания о посте ныне действующего у нас Устава и Постной Триоди вошли именно эти предписания о посте. Высказывается, например, мнение, что на содержание нашего Устава оказали влияние, в том числе и природно-климатические условия жизни Русской Церкви. Большинство упоминаемых в уставах продуктов - маслины, финики, смоквы, виноград, миндаль и др. - были малодоступны у нас, а о «черепнокожих» (осьминогах, морских ежах, мидиях, омарах и пр.) вообще почти не слышали.

(4). Подробно объясняют традицию Церкви, отраженную в канонических правилах и уставах, книги Святых Отцов. В них мы видим не столько описание конкретной традиции - когда и что принято есть, - сколько объяснение смысла поста, и нашего принципиального отношения к нему. Вот, например, что пишет о посте прп. Феодор Студит, автор многих церковных песнопений, вошедших в Постную Триодь: «Чрез меру напрягаться в подвигах своих не будем, чтоб с успехом в духовном соблюсти и здравие телесное. Ибо какая польза сначала быстро тещи (двигаться), потом совсем ослабеть и остановиться? Но лучше тещи с расчетом и сдержанностью, имея в виду расстояние до конца течения» (Добротолюбие, т. 4).

Вот еще святоотеческие слова из Древнего Патерика: «хорошо есть мясо и пить вино, (но) не снедать в оклеветании плоти брата» (гл. 4, 59). Они могут показаться странными, тем более в устах монаха, который вообще мясо не ест. Но именно в этой парадоксальности - смысл высказывания Старца: даже самое крайнее невоздержание в пище и питье само по себе не так страшно, как наша злоба и вражда к ближнему (которая часто бывает следствием, как и вы пишете в своем вопросе, непосильного поста). Русский Святитель XIX века Игнатий (Брянчанинов) в своей статье о молитве приводит такие слова прп. Кассиана: Сколько вредно невоздержание, столько вреден, или еще более, неумеренный пост (Преподобный Кассиан. Слово о рассуждении. Добротолюбие, ч. 4-я).

Вот еще несколько мыслей Святителя Игнатия из его статьи о посте:

«Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко об уме твоем, а он — в совершенной и непрерывной зависимости от желудка».

«Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума».

«Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей — пост».

«Вновь созданному человеку, введенному в рай, дана единственная заповедь, заповедь о посте… Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что, вместе с заповедью, произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь заключалась в поражении человеков вечной смертью.

И ныне греховная смерть продолжает поражать нарушителей святой заповеди поста. Не соблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы».

«Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. (Лук. 6, 25.) Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста».

«Пост для человека, а не человек для поста. Неумеренный пост, т.е. продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми Отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объедению, часто впадает в страсть превозношения и гордости…»

«Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищей, данной для поддержания тела не должно разрушать его».

Из всего вышесказанного следует, что за основу нужно принять указания Устава, но поститься так, чтобы это соответствовало вашей жизни и вашим силам, обращая при этом главное внимание на духовный смысл поста.

Мне думается, что более значимые проблемы заключены в вашем коротком упоминании о муже. Я бы посоветовал вам приложить все силы к тому, чтобы из-за веры вы не ругались. Наоборот, видя благие изменения в вас, муж должен бы радоваться, что жена пришла к вере. Это и есть её настоящий плод.

КАНОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ЦЕРКВИ - Относительно поста, ПОСТ - Учение Церкви о посте, СВЯТЫЕ - Святые Отцы, УСТАВ - О посте, ПОСТ - Духовная жизнь поста, ПОСТ - Определение для себя меры поста, ПОСТ - И роды, ПОСТ - Нарушение поста