О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 635:


    Здравствуйте!
    У меня два вопроса:
    1. У нас в университете готовили праздничную сценку, и на одну из ролей пригласили меня. Я согласилась, не зная, что это за роль. Название сценки: Как Бог создавал человека. Речь идёт о том, что Бог сначала создал осла, потом собаку, потом еще кого-то, а потом человека. И человеку досталась, в конце концов, такая же жизнь, как у этих животных: до 20 лет работает как осел, потом женится и жизнь как у собаки.
    Мне досталась роль осла, и я бы приняла участие в сценке, если бы не её сюжет, название и то, что в сценке хотят изобразить Бога, на которого "чини ангельстии не смеют взирати". Притом изобразить, конечно, в особой интерпретации. Я отказалась от участия, сказав руководителю, что просто не смогу сыграть (а моя роль состояла только из одного предложения). Думаю, она обиделась. Как вы думаете, как мне следовало поступить (если есть однозначный ответ).
    2. Если следующий вопрос задан мной некорректно или не к месту, пожалуйста, не печатайте его.
    Верно ли рассуждает с точки зрения православия немецкий славист Людольф Мюллер в своей книге "Понять Россию" - цитата: "Даже сексуальная любовь, притягивающая человека к человеку, может привести человека к Богу, если переживается во всей полноте и глубине" (как Соня и Раскольников)
    Помолитесь, пожалуйста, обо мне.
    Спаси Господи.

    А...
 
Ответ:


Искусство описывает жизнь мира и человека своими средствами, и если это настоящее искусство, то оно может иметь глубокий смысл. Мир сотворен Богом, и за его описанием, например, в живописи, или литературе, может стоять созерцание Божественного замысла, премудрости Творца. Судьба человека тоже исходит от Бога: От лица твоего судьба моя изыдет (Пс.16:2). Поэтому за описанием человеческих судеб в литературе может стоять созерцание незримой руки Промысла, праведных судов Божиих (Пс.18:10). Таким образом, в своих высших проявлениях классическое искусство приближает человека к Богу. Однако духовные основания веры, и сам путь спасения, мы, тем не менее, обретаем только в Церкви.

Поэтому никак нельзя смешивать, например, художественную литературу, и литературу духовную. Только при условии, что художественная литература останется именно художественной, а духовная – духовной, они могут гармонично сосуществовать, и даже в каком-то смысле дополнять друг друга. То же самое относится, например, и к живописи, которую никак нельзя путать с иконой, и к театральным постановкам. Однако на практике Божественное и земное редко находятся в гармонии, а чаще просто грубо смешиваются, - и при этом почти всегда возникает элемент профанации веры, а то и прямого кощунства. В вашем случае, правда, устроители праздничной сценки, скорее всего, вообще не придавали серьезного значения тому, что они делают. Так, например, дикари могут разобрать компьютер и повесить детали себе на уши в качестве украшений, - и совсем не иметь в виду выразить этим своё критическое отношение к составителям компьютерных программ.

Однако верующему человеку, действительно, очень трудно воспринимать такие забавы. Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы найти благой путь, который позволил бы избежать богохульства, но, по возможности, не ссорил бы вас с вашими коллегами по учебе, которые не знают, что делают (Лук.23:34). Именно так вы и постарались поступить. Насколько удачно это получилось, вам надо постараться понять самой. Обычно в таких ситуациях мы видим, что могли бы поступить более мудро, или даже еще заранее должны были бы вести себя более правильно, чтобы не попадать в подобные искушения. В этом и состоит путь покаяния и исправления своей жизни. Однозначного же совета, как поступить, здесь дать невозможно, - как и вы правильно предположили в своем вопросе.

Относительно полноты переживания «сексуальной любви» можно было бы сказать, что если под полнотой иметь в виду не только плотское, но душевное, и даже духовное отношение к любви, то с этой мыслью можно было бы согласиться. Под духовным основанием любви подразумевается хранение заповеди - т.е. верности в браке. Брак не дает человеку остановиться только на плотских удовольствиях, и подразумевает гармонию этих отношений с душевной и духовной жизнью человека. Однако приведенную вами цитату надо понимать, очевидно, в другом смысле: отдайся страсти до конца, «во всей полноте и глубине», и она приведет тебя к Богу. Но страсти на самом деле не ведут нас к Богу - наоборот, они возникли в человеке после падения, и существуют именно как альтернатива истинной любви. Непонимание духовного смысла христианства, это, если хотите, беда западного мира. Он пытается удовлетворять свои страсти, и рассуждает, что это ведет к Богу. Однако ведет все это совсем в другую сторону.

ИСКУССТВО, ЛЮБОВЬ - И «секс», БРАК - Супружеские отношения