621:


    Здравствуйте, отец Александр и Отец Владислав.
    В последнее время появилось очень много рассуждений об украинских раскольниках, во главе которых отлученный о. Филарет, в интернете масса неприязни в его адрес, и в адрес посещающих храмы, принадлежащие т.н. УПЦ КП. Поводом задать мой вопрос послужила очередная публикация на самарском сайте www.cofe.ru статьи очередного паломника, посетившего Киев и прежде других вопросов задававшего вопрос: "а какой это храм?" - и если ему отвечали, что "киевского патриархата", то "настроение портилось, как у него, так становились недобрыми к нему и все служащие в этих храмах".
    Вопрос такой: людям, много лет посещающим свои приходы, особенно в сельской местности, очень трудно, если вообще возможно что-то объяснить. Они просто посещают свой храм, как и посещали ранее, исповедаются, крестят, отпевают и т.д. Что им до того, что их храм "передали" КП. У них нет интернета и, может быть, до своей смерти никогда они не прочтут статей и рассуждений "умных голов", что в церквах КП уже нет благодати, уже на самом деле не отпускаются грехи, и даже крещение не признается действительным, и так и помрут со своими псевдо-отпущенными грехами и мнимыми таинствами?
    Извините за неотредактированные мысли, но надеюсь, суть вопроса понятна...

 
:


Само по себе явление раскола, который возник по причине того, что люди поставили политические соображения выше веры, не может радовать. Страдает от этого, действительно, в основном именно простой народ, который, впрочем, и всегда, к глубокому сожалению, является лишь разменной монетой для тех, кто делает карьеру и деньги в «большой политике».

Привнесение политики в жизнь Церкви обязательно влияет на судьбу тех людей, которые пошли этим путём. Может быть, в некоторых случаях, и хотелось бы не смущать совесть человека и не гадать, отпустились ли ему грехи, в которых он раскаялся. В конце концов, если человек действительно раскаивается в своих грехах, и имеет веру, то он обязательно найдет путь покаяния. Но если таинства совершают люди, которые предпочли политические соображения единству Церкви, это не может не сказаться на духовной жизни прихода. Церковь стоит на глубоких канонических основаниях, и пренебрежение ими рано или поздно скажется и на тех простых людях, которые, как вы пишете, просто посещают свой храм и ничего не знают. Не думаю, правда, что в реальной жизни много найдется таковых, ибо отделение сопровождалось, сколько мне известно, бурными событиями, и даже насилием.

Надо, однако, сказать, что большинство украинских приходов не пошли на поводу у раскольников. Я не знаю, чем мы могли бы помочь тем, кого всё же отделили от Русской Православной Церкви. Паломнические поездки с целью испортить настроение себе и людям, действительно, вряд ли помогут. Иногда кажется, что разрушительные процессы, идущие в современном мире, носят необратимый характер. Однако я думаю, вряд ли было бы для нас полезно пытаться исследовать суды Божии. Лучше уповать на Его милосердие и благодарить за то, что сегодня, как и всегда, мы имеем все, необходимое для спасения, в Русской Православной Церкви.

РАСКОЛ