608:


    О. Александр!
    Практически все современные восточные церкви, начиная Коптской и заканчивая Греческой, называют себя православными. Даже на территории бывшего СССР действует несколько десятков (см. сайт диакона Кураева) церквей, почитающих себя православными. Однако критерии православности непонятны.
    Одни говорят, что православными церквями могут называться те церкви, которые признаны в обществе и государстве за таковые. Например, в России это Московская патриархия, на Украине это Киевская Патриархия.
    Другие говорят, что православными надо считать самые древние церкви. Например, Армянскую Григорианскую, и Коптскую монофизитскую.
    Третьи полагают, что православные церкви - это те церкви, которые признаются такими за границей. (Как тогда быть с русской обновленческой церковью, которую в 20-е годы признали восточные Патриархии, и с болгарской православной церковью, которую прокляли и отлучили от общения все восточные Патриархии и т. д.).
    Четвертые говорят, что свидетельство истинного православия - это чудеса. Однако, известно, что, например, мироточения икон происходят в совершенно разных христианских конфессиях. Мироточат иконы и в храмах Московской патриархии, и в Зарубежной Православной церкви, и в Католической церкви, и в Православной церкви Божией Матери Державной (Богородичный Центр), и во многих других христианских церквях.
    Есть точка зрения, что православными могут быть лишь те церкви, которые сохранили каноны православия. Однако наши богословы пишут, что в России уже мало осталось от этих канонов. Так современные православные богословы приводят подробные исследования, что из 700 догматических и канонических постановлений апостолов и вселенских соборов в РПЦ МП более 400 отменено или не действует.
    1. Какие, по-вашему, должны быть критерии православности той или иной церкви?
    2. Являются ли мироточения и другие подобные ?знамения? свидетельством истинности той или иной веры? (Каждая конфессия, конечно, считает, что ее знамения истинные, а знамения в чужих храмах - ложные)

    Федор
 
:


Православная Церковь - это Церковь, которую основал Сам Христос и Его Апостолы, которая сохранила преемственность их служения (священства), и проповеданную ими веру. Вера эта была засвидетельствована мучениками, сформулирована на семи Вселенских Соборах, и принятых всей полнотой Церкви Поместных Соборах, а так же в правилах Святых Отцов. Надо сказать, что истинность этих оснований веры не подвергают сомнению большинство христиан, и после разделения Восточной и Западной Церкви, например, обсуждались лишь проблемы соответствия этим основаниям и правомерности прибавления к ним чего-то нового. В этом смысле не может идти речи о древности Православной Церкви, потому что она ведет свое начало от Самого Христа и Апостолов. Речь может идти только о том, существует ли преемственность этой Церкви у той или иной из ныне существующих Церквей. Это, собственно, и есть критерий её православности.

Было бы кощунством говорить, что в Православной Церкви отменены какие-то канонические правила. Говорить можно лишь о проблеме их применения. Но проблема эта вполне ясно понимается в Православной Церкви. Мы знаем, что некоторые из правил были в измененной форме сформулированы на последующих соборах, некоторые не имеют сейчас объекта своего приложения, некоторые же правила дисциплинарного характера редко употребляются сегодня. Но ни одно из них не отменено.

«Потребности церковной жизни, протекающей в исторически изменяющихся условиях, вызывают необходимость в изменениях действующих церковно-правовых норм, в издании новых церковно-законодательных актов. В самом каноническом корпусе есть правила, действие которых было изменено или даже отменено позднейшими правилами, - пишет, например, в предисловии к книге «Правила Православной Церкви» протоиерей Владислав Ципин. - Например, в 37-м Апостольском правиле предусматривается созыв епископов области дважды в год, а 8-е правило Трулльского собора вводит взамен этого новую норму созывать соборы один раз в году. Тем не менее, 37-е Апостольское правило этим актом, разумеется, не было исключено из канонического корпуса, ибо изменяемость канонических норм, по сознанию Церкви, не тождественна их отменяемости. Изменяются обстоятельства, в результате этих изменений из церковной жизни могут исчезать самые институты, предусматриваемые теми или иными правилами, как, например, исчез древний институт диаконис, но неизменяемым остается экклессиологический, или нравственно-христианский принцип, лежащий в основе правила, регулирующего существование исчезнувшего церковного института. И всегда остается возможность использовать правила, в буквальном смысле уже не применяемые, по аналогии с встречающимся казусом. Дело в том, что церковное правосознание, основанное на догматическом и нравственном учении Церкви, на Священном Писании и Предании, в глубине своей остается одним и тем же, неизменным в веках, ибо, по слову апостола Павла: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Состав канонического корпуса Православной Церкви, сложившийся в древности, не подлежит пересмотру, как не подлежит пересмотру само Священное Предание Церкви».

Существует еще понятие «раскол», которое подразумевает отделение какой-то части Церкви от вселенского единства, но без изменения догматов веры. Например, по политическим причинам Русская Зарубежная Церковь отделилась от Русской Православной Церкви и лишилась общения со всеми другими православными церквями. Но если сейчас состоится её объединение с Русской Церковью, то её единство с вселенским православием будет полностью восстановлено.

Конечно, критерием Православия не является признание государства, и тем более признание «за границей». Сами по себе чудеса тоже не могут быть основанием веры. Хотя в истории Церкви чудо часто являлось подтверждением истинной веры, - но только подтверждением. Сама же вера основана на здравом учении (2Тим.1:13), которое соответствует Священному Писанию, канонам Церкви, и её традиции. Но главное, - Истина свидетельствует сама за себя в душе человека, что по опыту знают все, кто действительно имеет веру.

КАНОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ЦЕРКВИ, ПРАВОСЛАВИЕ - Критерии для определения православности Церкви, РАСКОЛ, ЦЕРКОВЬ - Что такое Церковь, ЧУДЕСА, КАНОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ЦЕРКВИ - И их применение