О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 470:


    Уважаемые священнослужители!
    Прошу ответить вас на мой вопрос.
    То, что церковь считает себя наместником бога на земле - это понятно. Но когда РПЦ берет на себя "полномочия" канонизировать кого-то - не значит ли это, что Церковь начинает равнять себя с Богом?
    Как в случае с Николаем II:
    Собралась группа людей, люди посовещались, подумали и вынесли вердикт - возвести в ранг святых!
    Только не надо кивать на знамения - лик Николая начинает кровоточить и т.д. Может Господь хочет сказать вам: "Кого вы канонизируете? Николая II Кровавого? Вспомните Кровавое Воскресенье! Вспомните Первую Мировую войну, куда Николай II втянул Россию - под лозунгом помощи славянским народам, а на самом деле - из-за проливов Босфора и Дарданеллы!"
    С точки зрения Господа - все мы его рабы и мы равны перед ним. Все. И Алексий II, и автор этих строк.
    Но почему все решать должна церковь?
    P.S.
    Обратите внимание, как эти проблемы решаются у мусульман. Если люди погибли в какой-нибудь катастрофе, мусульмане молятся(!) Всевышнему: "Аллах, прими их мучениками".

 
Ответ:


Вы ошибаетесь относительно православной Церкви. Это римский Папа считает себя наместником Бога на земле. В православном же учении таких идей нет. К сожалению, вы попались на самый банальный пропагандистский трюк. Еще с советских времен на каждом углу ругают, например, инквизицию, крестовые походы, или наместничество Богу на земле – но делают это так, что большинство обывателей остаются в уверенности, что речь идет о православной Церкви.

Насчет смысла канонизации вы тоже, по-видимому, находитесь в заблуждении. Церковь не возводит кого-либо, как вы выразились, в ранг Святых. Святые прославлены у Бога независимо от того, что думают об этом люди. Церковь же только свидетельствует об их святости для утешения и назидания своих верных чад – т.е. для самой себя.

Понимания того, что такое Церковь, и что такое святость, вне Церкви не существует. В мире существует своя шкала ценностей. Кумирами по этой шкале, действительно, являются совершенно другие люди. Иногда их пытаются тоже назвать святыми, и даже предлагают Церкви канонизировать того или иного уважаемого человека. Недавно один известный кинорежиссер заявил, что Церковь ошиблась относительно Льва Толстого, потому что его имя известно во всем мире. Однако Церковь свидетельствует лишь о той святости, которая исходит именно от веры в Христа, - а отнюдь не о научных, литературных, общественно-политических, или каких либо иных успехах.

В чем я охотно согласился бы с вами - это в осторожном отношении к чудесам. Святоотеческая традиция Церкви, действительно, учит нас не бегать за ними. Поверхностное же представление о христианстве, как правило, в значительной мере скатывается к магическим представлениям о чуде. Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения (Матф.12:39), - и для него погоня за чудесами становится едва не главным содержанием «духовной» жизни. Но отличить действительное знамение, которое сотворил Бог, от фокусов, которыми дьявол прельщает падший человеческий род, современному человеку удаётся далеко не всегда. Поэтому мы купаемся в чудесах. Мироточат не только иконы, но и, например, статуя в богородичном центре, плачет статуя Элвиса Пресли в коллекции у одного из его фанатов, и пр. Так же и вы совсем не пытаетесь отделить истинное чудо от ложного, а пытаетесь лишь истолковать его по-своему.

С вашими словами о том, что все люди равны перед Богом, тоже можно было бы охотно согласиться. Непонятно только, какое отношение это равенство имеет к канонизации святых. Равны то мы все, а верим и живем по-разному. Если же человек раскаивается в своих грехах и живет в заповедях Божиих, то его принято называть рабом Божиим, как исполняющим Его волю. Конечно, далеко не всех можно причислить к рабам Божиим, потому что есть люди, и даже их большинство, которые предпочитают жить по своему эгоизму, гордыне, злобе, похотям и пр. Но очень хорошо, что вы к рабам Божиим причисляете и себя, и Святейшего Патриарха.

В мусульманстве, действительно, сколько мне известно, нет понятия «святые» в христианском смысле этого слова. Эта религия имеет свои традиции. Но всё-таки у приведенной вами мусульманской молитвы об умерших: «Аллах, приими их мучениками!» есть аналог в заупокойной службе православной Церкви: «Со святыми упокой, Христе, души усопших рабов твоих!». Есть и еще нечто общее у мусульман и православных христиан нашего времени: мы все сильно страдаем от попыток политизировать веру. Поэтому понятие «мученики Аллаха» ассоциируется у обывателя с террористами, а имя Царя-страстотерпца с кровавым воскресеньем, Босфором и Дарданеллами. Но к вере всё это не имеет никакого отношения.

КАТОЛИЦИЗМ, КАТОЛИЦИЗМ - Крестовые походы, инквизиция, МУСУЛЬМАНСТВО, РАБСТВО - Понятие «раб Божий», СВЯТЫЕ - Канонизация, ЦАРЬ - Канонизация, ЧУДЕСА