Здравствуйте, Батюшка! Всё чаще думаю о том, что зачем избегать соблазнов, если потом можно покаяться. Вокруг множество примеров грешной жизни: люди блудят, рожают внебрачных детей, уводят чужих мужей, "держат" своих мужей при помощи присушек и пр., т.е. имеют земную жизнь на полную катушку. И рядом другие, которые живут "правильной" жизнью. А не глупо ли хранить себя, если, всё вкусив, можно покаяться потом? Не хочется никого осуждать: может, я за своё осуждение не спасусь, а те, погрешив вдоволь и раскаявшись, спасутся. Получается, что и волки сыты и овцы целы. Да, мы не знаем, когда придёт последний час, но не обязательно же до смерти тянуть с покаянием. Да, может, вера моя не крепка, раз Бог не слышит мои молитвы, но я очень стараюсь. А, может, не "докричусь" или докричусь поздно? Может, родить ребёнка, выйти замуж и развестись, если не получиться? Хочется, конечно, как надо: замуж за близкого по духу человека, по любви и на всю жизнь, дети в браке, но благие намерения разбиваются о жестокую реальность: нет подходящих мужчин. Не секрет, что одинокими остаются не самые плохие с нравственной точки зрения люди: пока они сидят со своей моралью и отказывают тем, кто хочет ДО брака, более сговорчивые таким образом выходят замуж. А некоторые выходят, чтобы просто там побывать, заранее зная, что разведутся. Ведь лучше быть разведённой, чем старой девой. Лучше грешить и каяться или жить по заповедям, но в одиночестве, боясь не озлобиться? Как быть? С уважением, р. Б Т...
|
На ваши вопросы ответ должна бы давать ваша вера. Но вера - это не внешние запреты, а то, чем живёт наше сердце. В соответствии со своим сердцем человек и строит свою жизнь. Пытаться же обмануть Бога, думая грешить, чтобы покаяться – это крайняя степень лицемерия. Такая «вера» не приведёт ни к чему благому. Гораздо более искренне живет человек, который просто грешит, не имея веры. Бога обмануть невозможно. Поэтому, как уже говорилось, жить надо в соответствии с тем, что реально есть у нас в сердце. В нём далеко не всегда бывают одни лишь низкие страсти, которые вы приводите в своих примерах жизни на полную катушку. У каждого человека на самом деле есть много хорошего в сердце, – и мудрость состоит в том, чтобы именно этим стараться жить. Но это хорошее в своём сердце надо еще найти. Ибо у падшего человека на поверхности лежат страсти, а свою духовную сущность и требования своей совести он может как бы не знать, или перетолковать так, как удобней страстям.
Поэтому к Богу может прийти лишь искренний человек, который не стремится обмануть ни себя, ни других. Одни лишь правильные слова о том, что хочется, как вы пишете, чтобы всё было как надо: замуж за близкого человека, по любви, и проч., - далеко не всегда ведут к вере. Дело в том, что реальность оказывается совсем другой. Однако стремление к добру от реальности отрываться не может, иначе оно становится уже не стремлением к добру, а всего лишь лицемерием или самообманом. За своими добродетельными мыслями человек перестаёт видеть свои грехи, и даже не замечает зла, в котором на самом деле живет его сердце. В собственных благих намерениях он не сомневается, а виноватыми во всех бедах всегда оказываются другие, а иногда и прямо Господь Бог, или Его заповеди. Так и под ваши добродетельные мечты, оказывается, не подходит никто из мужчин, а Заповеди представляются бессмысленными запретами.
Однако здесь мы всего лишь подменяем добродетели гордыней, а веру ропотом. Именно поэтому нередко оказывается, что «добродетель» у людей, вроде бы не самых плохих, как вы пишете, оказывается на самом деле ложной, и они совсем не случайно остаются в одиночестве. Да и как может быть по-другому, если человек на самом деле никого не любит, и вообще живёт не реальной жизнью, а всего лишь своими гордыми мечтами? При этом его реальные стремления отстоят от придуманных для себя «добродетелей», как небо от земли. Эти реальные стремления сердца вы как раз и перечисляете в своих примерах жизни на полную катушку. Оказывается, на самом деле завидуете вы совсем не любви и верности, а блуду, внебрачным детям, романам с чужими мужьями, колдовству, и проч. Зачем их избегать, если можно насладиться жизнью, а потом покаяться? – рассуждаете вы. Получается, что именно этим и живёт наше сердце, а вера сводится лишь к бессмысленным запретам.
Поэтому я и написал вам в начале ответа, что надо искать реальное добро в своём сердце, и не довольствоваться лишь формальными представлениями о добродетелях, которые не имеют ничего общего с тем, чем оно на самом деле живёт. Реальность, какой бы суровой она ни была, всегда лучше, чем лицемерие и ложь придуманных добродетелей. Обманывая сам себя, человек не может дать себе отчет даже в том, чего он на самом деле хочет. Если бы вы написали, например, что кого-то любите, но не можете выйти замуж по каким-либо причинам, то это было бы уже реальным желанием, и можно было бы об этом рассуждать. Но вы ничего о своих реальных желаниях, кроме этой полной катушки, не пишете. Но если реально вы никого не любите, то, значит, и замуж вам на самом деле не надо. Тут как раз человека губит эта полная катушка. Ведь если он действительно в своей душе живёт нравственно, то естественное стремление выйти замуж обязательно выражается в любви. Тогда и отсутствие конкретного человека не умаляет его стремления именно к любви, и обязательно направит его на путь веры, который открывает всю возможную для человека полноту любви к Богу и людям. Если же вместо любви у нас в голове лишь ханжество и «катушка», то и маниловские представления о браке с близким по духу человеком (которого нет), по любви (которой нет), и проч., обязательно разобьются о жестокую реальность.
Каждый человек живёт тем, чем живет его сердце. Поэтому еще раз хочется повторить, что именно в своём сердце надо искать добро, которое может дать нашей жизни смысл. Только это и может привести человека к Богу. Тогда и «катушку» мы будем воспринимать всего лишь, как искушение, которое с Божией помощью вполне можно преодолеть. Не надо только двоиться, лицемерить, и пытаться обмануть и себя, и Бога.
|