2963:


    Здравствуйте!
    Хотела бы задать следующий вопрос. В Писании говорится, что мы должны бояться соблазнить... но ведь в наши дни многие могут соблазниться чем угодно, по-моему... возьмем, к примеру, внешнюю красоту, понятное дело, нельзя вызывающе одеваться и краситься... а если человек просто изначально красив? Ему, извините, пакет на голову одевать? Правда, я слышала о каком-то святом, сейчас не припомню, извините... который был настолько красив, что скрывал свое лицо, дабы не соблазнить... но я ведь права, что такой, можно сказать, подвиг под силу только святым, и простым мирянам не нужно доходить до абсурда?

 
:


Не соблазнять, действительно, трудно. Но дело здесь не в том, что люди в наше время такие. Нет никакого смысла осуждать других, потому что проблемы человека всегда находятся внутри него. Если спросить у вас: а вы сами хотите соблазнять? – то вы, наверное, с возмущением ответите, что, конечно, не хотите. Однако если бы внимательно посмотреть в свою совесть, то можно было бы увидеть совсем другую картину.

Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю, - говорит о себе не кто-нибудь, а великий святой, апостол Павел. - Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. (Рим.7:15, 19). Святость наша вряд ли превосходит святость Апостола. Однако отличаемся мы от него тем, что не привыкли прислушиваться к своей совести, и не понимаем себя. Нам кажется, что мы всегда не только хотим, но и творим добро. Так и вы, очевидно, уверены, что отнюдь не хотите никого соблазнять. Однако не знаю, сильно ли вы бы обрадовались, если бы молодые люди действительно не стали бы обращать на вас никакого внимания, и бегали бы за другими симпатичными девушками. По крайней мере, в своём вопросе вы такой возможности не допускаете, разве что надеть на голову пакет. Однако и в этом случае на самом деле мы всего лишь будем привлекать внимание своей экстравагантностью. Пока страсти живут в нас, они всегда будут выражаться в том, что мы делаем, даже если мы и доходим в своих добрых, как нам кажется, намерениях до абсурда.

Если же человек обращается к покаянию и вере, то он совсем по-другому начинает понимать себя. Путь веры, однако, оказывается совсем не таким, каким видят его наши страсти. Он совершенно чужд внешних эффектов, патетики и абсурда. Состоит он в смирении, и исправлении своего сердца. Невозможно сразу избавиться от своих страстей. Но для начала мы можем избавиться, по крайней мере, от грубых форм лицемерия и соблазна. Дальше появляется возможность в каких-то случаях удержать себя от неправильного поведения, а в каких-то – действительно увидеть свой грех, и устыдиться.

Надо сказать, что на этом пути вам стало бы стыдно и за сам этот вопрос. Ибо какой смысл писать о своей красоте, которую не спрячешь? Зачем сетовать на то, что не соблазнять невозможно? Человек, который действительно не хочет соблазнять, не будет задавать таких вопросов. Но страсти делают нас как бы нравственно слепыми - мы не видим ни стыда, ни унизительности, ни бессмысленности того, что делаем, - а просто делаем то, что делаем всегда, - и виновато в этом всегда некое особое время, и окружающие люди.

Такого состояния не избегает ни один человек на земле, пока не обратит своё сердце к покаянию и вере. Поэтому и Давид молится в псалме: Грех юности моея и неведения моего не помяни, Господи (Пс.24:7).

Путь к спасению - это, конечно, не внешние абсурдные действия. Это путь покаяния, и внутреннего изменения человека. На этом пути нам помогает сам Господь. Его благодать хранит верующего человека, который кается в своих грехах и исправляет свою жизнь. Только это дает нам надежду в конце концов избежать соблазна, и не быть соблазном для других.

ПОКАЯНИЕ - И попытки оправдать свои грехи, СОБЛАЗН