265:


    Уважаемые Честные Отцы!
    Свидетели Иеговы не признают равенство ипостасей Святой Троицы (как вроде и саму Троицу), аргументируя это подобным сему: 1-е Кор.11,3: Христу глава - Бог; Иоанна 14,28: Отец мой более Меня;
    Что бы такое можно было кратко возразить им, не вдаваясь в подсчеты количества подобных контекстов, не смотря на то, что - тех, которые подразумевают равенство, гораздо больше? Спорить по принципу "этого больше - следовательно, правильно это" как-то долго и нехорошо.

 
:


Не знаю, стоит ли им чего-нибудь возражать. Обсуждать что-либо можно с людьми, которые хотят выяснить истину. Тогда это имеет смысл. Спорить же с представителями тоталитарных сект было бы напрасной потерей времени. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии, - говорит Апостол Павел (1Кор.11:16).

Слово «ересь» можно было бы перевести на русский язык как «выбираю». Учение Церкви содержит полноту истины, которую ограниченный человеческий ум охватить не может. Мы видим вещи лишь со своей точки зрения, видим ту грань, которая открывается нам. Полнота же Истины во всей своей многогранности принимается только верой. Однако человек далеко не всегда бывает способен принять истину верой, и больше бывает склонен абсолютизировать свою ограниченность. Он берет какой-то один аспект учения, иногда сам по себе правильный, и отвергает остальные, как не согласующиеся, с точки зрения его логики, с тем, что он посчитал за истину.

Христос - это истинный Бог, и истинный человек. Поэтому иногда Он говорит о себе, как о Боге, единосущном с Отцом: Я и Отец одно(Ин. 10,30), а иногда, как о человеке, во всём подобным нам, кроме греха. Говорит Он в разных обстоятельствах, разным людям, щадя их ограниченность и имея целью постепенно привести их к вере в таинство соединения в Себе Божественной и человеческой природы. Поэтому форма Его слов бывает разной, и при желании можно найти в них как бы противоречия или перетолковать по-своему.

Вследствие этого существует множество попыток свести Евангелие к человеческой ограниченности. Например, одни говорили, что Христос - Бог, а существование Его на земле было лишь призраком. Другие, наоборот, учили, что Он был человеком, который только принял особую благодать от Бога. Заблуждения еретиков многообразны, и без необходимости нет смысла вникать во все их тонкости, - говорит в своих огласительных беседах св. Кирилл Иерусалимский, - лучше постараться выяснить правильное учение.

Я не являюсь специалистом по сектоведению и не берусь рассуждать о подробностях того, что проповедают нашим несчастным гражданам Иеговисты. Да и стоит ли терять время на дискуссию с людьми, которые с приятной улыбкой рассказывают тебе, что Христос - это не Бог?

Весь смысл Евангелия, то, ради чего оно написано, и что оно хочет нам сказать, собственно, и состоит в том, что Христос - это Бог. Именно за это и распяли Его древние Иудеи (Иоан.10:33). Так что миссия Иеговистов не является чем-то новым под солнцем.

Отпавший от Церкви человек, как это ни печально, всегда находится в поле сектантской деятельности. Поэтому бороться с сектами можно по существу только одним способом - стараться сделать духовную культуру Церкви доступной для каждого человека.

ЕРЕСЬ, ИЕГОВИСТЫ, СПОРЫ, ХРИСТОС