2095:


    Уважаемый отец Александр,
    <…>Множественное упоминание ада <…> так и не дает четкого ответа о его присутствии в данном месте в качестве кары за неверие или грехопадение.
    Мне бы, честно говоря, хотелось получить достаточно четкий ответ, т.е. или ад есть, потому что это место, в котором до прощения находятся грешники, или есть чистилище, в котором, бессрочно, но также до прощения находятся грешники, или есть еще что то, что находится за рамками моего понимания.
    Еще раз приношу извинение за настойчивость, или за мою дремучесть в данном вопросе, но прошу вас, объясните мне, пожалуйста, своими словами, но понятными для мирян.
    Еще раз спасибо.

    В...
 
:


Когда об аде говорится, как о некоем месте, говорится это лишь применительно к нашему земному человеческому пониманию. Земной человек ведь не может представить себе ничего вне пространства. Поэтому в нашем восприятии, если нечто существует, то существует в определенном месте.

Пока мы живем на земле, мы живём во времени, и о вечности ничего не знаем. Вечность – это то, что наступит для нас тогда, когда время кончится. Всё, что связано с вечностью, может быть лишь условно описано на человеческом языке, и часто представляется нам противоречивым и нелогичным. Мы можем что-то описать только в том случае, если вернёмся к своим представлениям о пространстве и времени – т. е. об определённом месте, конечном и бесконечном. Такие попытки называют схоластическим богословием. В этом богословии вводится, например, понятие о чистилище, как месте, где души согрешивших людей пребывают временно, пока не получат воздаяния за свои грехи. Такой определённости в пространстве и времени требуете и вы в своём вопросе. Но православная Церковь остается в истинном духовном учении о вечности, не смотря на непонимание этого учения теми, кто подходит к нему лишь с земными мерками. Истинное богословие состоит не в описании Рая или ада, а в описании пути в Рай. Лучше нам на этом остановиться, и исследовать именно то, что действительно подлежит нашему исследованию. Это такие вещи, как покаяние, исправление своей жизни, и надежда, которая открыта нам в Евангелии. Если мы не пойдем по этому пути, то останемся в аду – т. е. в состоянии отпадения от Бога, которое называют еще вечной мукой, тьмой внешней, или геенной, где будет плач, и скрежет зубов.

Для первозданного Адама познание добра и зла состояло в познании зла, ибо добро он знал по естеству. Для нас же, падших людей, путь познания состоит в познании добра, ибо что такое зло и грех земной человек знает и так. Но осознать это зло как отпадение от Бога и ад, мы не можем, потому что не знаем бессмертия и Рая. Нам наше зло не с чем сравнить.. Поэтому для того, чтобы узнать что-то новое , земному человеку надо познать именно добро. В отличие от Адама, только в стремлении к добру мы можем стать как боги (Быт.3:5). Пытаясь же исследовать понятия об аде, грехе, и проч., мы никакого знания себе не прибавим.

АД, ВЕЧНОСТЬ, ДОБРО - И зло, БОГОСЛОВИЕ - Ложное.