1490:


    Благословите, отец Александр.
    Помогите мне, пожалуйста, разобраться.
    У кого Иисус Христос нас выкупил? Кому Он принес искупление за нас, за человеческий род?
    Спаси вас, Господи.
    Низкий поклон.

    С уважением, Катерина
 
:


Библия рассказывает нам историю падения человека, изгнания его из Рая, - а в Новом Завете говорит о новом Человеке, Христе, который родился от Девы Марии, и прошел путь крестных мук и смерти. Но Он не остался в аду, а воскрес и вознесся на Небо. Кто Мне служит, Мне да последует; - сказал Он, - и где Я, там и слуга Мой будет (Иоан.12:26).

Если человек действительно захочет раскаяться в своих грехах и последовать Христу через хранение Его заповедей, то в Церкви он обретает путь на небо. Господь Сам просвещает сердце верой, и часто человек может совсем не задаваться многими вопросами, а просто через веру и любовь к Христу последовать Ему в своей жизни. И когда я приходил к вам, братия, - говорит в послании к Коринфянам Апостол, - приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1Кор.2:2).

Однако не все могут иметь столь непосредственный благодатный дар веры, как апостол Павел. И тогда на пути к Богу человеку помогает Священное Писание, богослужебные тексты, книги Святых Отцов. Всё это несет в себе великое богатство мыслей и образов, которые могут помочь приблизиться к вере, принять её своим сердцем. Например, о Христе Священное Писание и предание Церкви говорит не только как об Искупителе, но называет Его еще Ходатаем (1Иоан.2:1), Первосвященником (Евр.6:20), последним (новым) Адамом (1Кор.15:45), Лозой (Иоан.15:1,5), Дверью (Иоан.10:9), Путем, Истиной и Жизнью (Иоан.14:6). Однако надо иметь в виду, что каждый взятый по отдельности образ, или мысль, несут в себе только одну черту, одну грань, которая существует только в единстве со всей полнотой христианского учения.

Одной из главных мыслей, помогающей человеческому уму постигнуть пути нашего спасения, является мысль о восстановлении Христом падшей человеческой природы в Себе Самом. Христос, согласно этому пониманию, воспринял искаженную грехом человеческую природу, восстановил её в Себе, возвел на Небо, и этим нам оставил образ, да последуем стопам Его (1Пет.2:21). Мысль эта является очень плодотворной - ибо говорит нам прямо, что делать: последовать Христу через выполнение Его заповедей.

Можно сказать, что именно она лежит в основании православного богословия, как науки о спасении. Но, все же, говоря о спасении, мы не можем избежать понятий жертвы и искупления. В Священном Писании, Богослужебных текстах, и в книгах Святых Отцов, мы часто встречаем мысли, например, о том, что Христос на кресте пригвоздил грех Адама; Его ранами мы исцелели; Он был за нас клятвой (т. е. принял проклятие вместо нас); искупил нас от работы дьяволу; воскрес Сам и совоскресил мир; подал миру великую милость, - и многие другие. Особенно часто звучит мысль, что Христос посрамил дьявола. Основывается она на том, что дьявол имел власть над человеком только потому, что мы сами его послушали, и отвергли Заповедь. Поэтому человек совершенно справедливо находился у него в рабстве. Но Христос остался свободен, ни в чем не согрешил, и пострадал безвинно. Поэтому теперь ложь дьявола открылась, и потеряла силу, - он больше не может порабощать и губить человека. Если человек верит в Христа, то обретает свободу, и может последовать Ему через веру.

Поэтому вполне правомерно мы можем говорить, что жертва Христа искупила нас от рабства греху. Сын Человеческий пришел, чтобы отдать душу Свою для искупления многих, - говорит Евангелие (Матф.20:28). Однако слово «искупление» никакой купли-продажи не подразумевает. Оно не имеет ничего общего с торгово-денежными отношениями, но обращает мысль к высшей правде, и имеет духовный смысл. Например, выкупить можно у кого-то, а искупить только перед кем-то. Выкупить можно вещь, а искупить - только вину, или грех.

Надо заметить, что в своем вопросе вы употребили именно слово «выкупил». Если речь вести о купле-продаже, то, действительно, становится непонятно, у кого же Господь нас выкупил, и как. Получается, что в жертву был принесен сам Сын Божий. Кому же было заплачено столь дорогой ценой? Есть два варианта: или Бог принес в жертву своего Сына самому Себе, или дьяволу. В обоих случаях получается полная бессмыслица и богохульство. Следующий вопрос: что, собственно, Он для нас выкупил? Если Христос принесен в жертву за все грехи вообще, то из этого следует вывод, что можно грешить как угодно, - ведь за всё уже заплачено. Примерно так принято рассуждать в протестантских организациях. В католической церкви высказывается другая версия. Согласно ей, Жертва принесена за первородный грех, грех Адама, - а за личные грехи мы должны откупиться покаянием, добрыми делами, или деньгами, пожертвованными на церковь.

Естественным продолжением подобных идей является, например, изобретение индульгенций, т.е. прямой продажи ценных бумаг по выкупу грехов, а также создание учения о Чистилище, - особом месте в загробном мире, где с человека взыскиваются те грехи, откупиться от которых в своей земной жизни он не успел. Но понимать это нужно, по-видимому, лишь как мысль, рассчитанную на реалии этого мира. Люди в нем обычно бывают чрезвычайно далеки от веры, и им легче рассуждать о том, как полететь на Марс, или как клонировать подобного себе человека в пробирке, чем понять, что значит последовать Христу. В такой ситуации католицизм и предлагает некоторое упрощенное представление о спасении, которое может хоть как-то уложиться в голове у обычного человека, - и при этом иногда, может быть, удержать его от грехов, и указать возможность обратиться для спасения в церковь.

Православная же Церковь хранит истины веры так, как они есть, не смотря на всю трудность их описания в рамках нашей земной логики. Попытки совместить эту логику с верой на самом деле имеют очень мало смысла. Спасают человека не умные рассуждения, а рассуждения нравственные – т. е. покаяние, и вера в Христа, которая основана не на логике, а на любви к Его заповедям.

Здесь можно заметить, что относится это не только к вере, но и к пониманию мира вообще. За отдельными логическими рассуждениями всегда стоит общая картина, которая не описывается ни одним из них. Критерием же истины является наше целостное духовное понимание мира. Однако, отпадая от веры, человек его теряет, и вследствие этого отдельные идеи нередко принимает за всю полноту истины. Тогда на место веры становится идеология, которая в силу своей ограниченности всегда далеко отстоит от истины. Зато она бывает хорошо понятна «массам», и удобна для манипулирования ими, ибо на уровне идей всегда есть возможность истолковать и перетолковать что угодно, и как угодно. Другими словами - также как революция разрушает государство, также и «умствования» разрушают веру.

БОГОСЛОВИЕ - Православное, ИНДУЛЬГЕНЦИИ, ИСКУПЛЕНИЕ, ИСТИНА, КАТОЛИЦИЗМ - Учение о спасении, ЛОГИКА, ЦЕРКОВЬ - И общественно-политические проблемы - И большевизм, СПАСЕНИЕ - Понимание спасения - "Юридическое" и "органическое", ВЕРА - И политика