1381:


    Благословите, отец Александр!
    Правда ли, что акафисты пришли в православие от католиков?
    С уважением

    Нина
 
:


Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы был создан в Восточной Церкви, как принято предполагать, в VI веке, и авторство его приписывают прп. Роману Сладкопевцу. Он представляет собой хвалебные кондаки и икосы из канона утрени пятой субботы Великого поста, которая так и называется: суббота Акафиста. У нас в Дубне есть храм Похвалы Пресвятой Богородицы, посвященный этому празднику. Впоследствии эти кондаки и икосы стали использовать также отдельно от канона. Латинский же перевод этого Акафиста был сделан только в VIII-IX веке.

Со временем (через несколько столетий), по подобию акафиста Благовещению стали создаваться другие акафисты, посвященные Господу, Божией Матери, и Святым. Создаются новые акафисты и сегодня. Уровень вновь написанных акафистов не всегда бывает достаточно высоким. Распространение акафистов, часто неглубоких с богословской точки зрения, нередко вызывало негативную реакцию. Критическое отношение к ним выражал святитель Московский Филарет, и др. Вот что писал, например, архим. Киприан (Керн): «Бесконечное количество особенно в России распространившихся акафистов есть не что иное, как убогое и бессодержательное старание перефразировать классический Акафист (т. е. акафист Благовещению). … Надо было бы пожелать, чтобы душа верующего и его эстетическое церковное чувство питалось больше чистой поэзией псалмов, стихир».

Кроме богослужения пятой субботы Великого поста в Уставе нет указаний на чтение акафистов. Но они иногда читаются во время молебнов, или прибавляются к индивидуальному молитвенному правилу.

Жанр Акафиста был унаследован униатской Церковью (т.е. в тех храмах на Украине, в которых после подчинения Ватикану были оставлены православные обряды), но здесь новые акафисты часто получали католическое содержание, например, акафист «Непорочному зачатию».

В XIX-м веке некоторые употребляемые униатами акафисты, в частности, акафист «Страстям Христовым», были переработаны архиеп. Херсонским Иннокентием (Борисовым), и введены в употребление в православных храмах. Акафист «Страстям Христовым», например, и сегодня иногда читается в некоторых православных храмах, в частности в Троице-Сергиевой Лавре, на Страстной седмице. Может быть, по поводу этих акафистов можно утверждать, что они заимствованы у католиков. Но сам Акафист родился в Православной Церкви еще в глубокой древности, до отделения от неё Западных христиан.

АКАФИСТ(Ы)